Нарисуйте музыке лицо
«Не стоит судить альбом по его обложке!» — говорят некоторые поклонники рэпа. Возьму на себя смелость заявить, что это очень большое заблуждение. Ведь лицевая сторона оболочки, в которой хранится носитель — будь то виниловая пластинка, аудио-кассета или компакт-диск — это и есть лицо всей работы музыканта. Когда покупатель прогуливается среди стеллажей музыкального магазина, его внимание привлекает в первую очередь не информация об отдельном артисте и не его песни. Внимание покупателя привлекает именно оформление альбома, о которое спотыкается его взгляд.
Вообще, графическое оформление музыки — это особенное мастерство иллюстратора. Умело выразить в визуальном виде то, что первоначально предназначено не для зрительных органов, а для слуховых, довольно непростая задача. В этом деле наличие художественных способностей не говорит об умении дизайнера передать своей картинкой нужную информацию. Чтобы выполнить такой фокус, он должен обладать хорошей фантазией и ассоциативным мышлением.
Такие требования свалились на иллюстраторов в тот день, когда музыкальная индустрия решила широко продавать музыку и альбомам понадобился «товарный вид». Первым музыкальным носителем (не считая шарманки), который пришлось оформлять, была пластинка. Она пошла в массовое производство ещё в конце девятнадцатого века и с тех пор на обложках пластинок родилось множество художественных шедевров.
Но время идёт и прогресс не всегда сказывается положительно на искусстве. Двадцатый век принёс с собой магнитные бабины, аудио-кассеты и компакт-диски. Они вытеснили пластинку из магазинов и поставили дизайнеров перед новой задачей: из-за размеров новых упаковок площадь для оформления музыки стала значительно меньше. Вы скажете: «картинку можно уменьшить!» Да, технически это возможно, но зачастую такой процесс уничтожает важные детали картины и композиция рассыпается. Ведь согласитесь, «Мона Лиза» в оригинале выглядит лучше, чем на почтовой марке.
Что касается самых последних течений в сфере распространения музыкальной продукции, то нужно отметить, что дела обстоят ещё печальней. Потребитель всё реже покупает песни любимого исполнителя в магазине, предпочитая пиратство в интернете. Поэтому надеяться на прибыль с продаж не приходится и артисты всё чаще сами сливают свои альбомы во всемирную сеть. При этом подавляющее большинство музыкантов не видит смысла в кропотливом оформлении своих релизов. Традиционная разработка красивых, полных интересной информации буклетов постепенно вымирает.
На этой критичной ноте хочется задаться вопросом, во что превратится в будущем понятие «музыкальный альбом», если музыканты и дальше будут нас кормить безликими, серыми релизами. Неужели нам придётся через несколько десятков лет читать в толковых словарях рядом со словом «альбом» объяснение «неприметный цифровой архив с энным количеством песен»? В это не хочется верить. Возможно оформление альбома не играет для кого-то большой роли. Но лично мне, как динозавру, привыкшему изучать буклеты купленных компактов от и до, становится немного грустно. Нарисуйте музыке лицо! Сейчас она в нём нуждается, как никогда!